Андре́ев Леонид Николаевич (1871-1919), русский писатель. В ранних реалистических рассказах - поиски социальной справедливости («Баргамот и Гараська», 1898). Сочувствуя революционерам («Рассказ о семи повешенных», 1908), изображал революцию как стихийный бунт («Савва», 1906); трагический образ духовного протестанта в повести «Жизнь Василия Фивейского» (1904); безумие и ужас войны - в рассказе «Красный смех» (1905). Драмы: бытовая («Дни нашей жизни», 1908), философско-аллегорическая («Жизнь человека», 1907; «Анатэма», 1908).
* * *
АНДРЕЕВ Леонид Николаевич - АНДРЕ́ЕВ Леонид Николаевич (1871-1919), русский писатель. Ранние рассказы носили демократический и реалистический характер («Баргамот и Гараська», 1898). Сочувствуя революционерам («Рассказ о семи повешенных», 1908), изображал революцию как стихийный бунт («Савва», 1906); кризис религиозного сознания - в повести «Жизнь Василия Фивейского» (1904); безумие и ужас войны - в рассказе «Красный смех» (1905). Наряду с бытовой драмой «Дни нашей жизни» (1908) - философско-аллегорические трагедии («Жизнь человека», 1907; «Анатэма», 1908).
* * *
АНДРЕ́ЕВ Леонид Николаевич [9 (21) августа 1871, Орел - 12 сентября 1919, д. Нейвала близ Мустамяки, Финляндия], русский писатель; прозаик и драматург, один из самых знаменитых писателей России начала 20 в., разрабатывал, главным образом, в пьесах экспрессионистскую (см. ЭКСПРЕССИОНИЗМ) поэтику.
Контрастность натуры
Сын землемера и дочери разорившегося польского помещика. Окончил гимназию в Орле (1891). Затем поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, но заканчивал курс уже Московского университета (1897). Несколько лет практиковал как адвокат. Любительски занимался живописью, заслужил, в частности, похвалы И. Е. Репина (см. РЕПИН Илья Ефимович) и Н. К. Рериха (см. РЕРИХ Николай Константинович). В юности дважды покушался на самоубийство, в результате чего приобрел хроническую сердечную недостаточность. Мемуаристы отмечают крайнюю нервность и переменчивую «контрастность» натуры Андреева, его пессимизм, порожденный отчасти увлечением философией А. Шопенгауэра (см. ШОПЕНГАУЭР Артур) (особенно его сочинение «Мир как воля и представление»), «он был весь в предчувствии катастрофы» (Г. И. Чулков), им владело «чувство мировой пустоты» (К. И. Чуковский (см. ЧУКОВСКИЙ Корней Иванович)).
Путь в большую литературу
Литературную работу Андреев начал в 1897 в московской газете «Курьер», печатал судебные репортажи, фельетоны, беллетристику; впервые обратил на себя внимание рассказом «Баргамот и Гараська» (1898). Рассказ, исполненный трагической правды, понравился М. Горькому (см. ГОРЬКИЙ Максим), который ввел Андреева в литературный кружок Н. Д. Телешова (см. ТЕЛЕШОВ Николай Дмитриевич) «Среда», (см. СРЕДА) объединявший писателей-реалистов преимущественно радикальных политических взглядов. Но сам Андреев лишь изредка испытывал к политике «приступы любопытства»; собственную революционность он ощущал как метафизический бунт, а не политическую ангажированность. В 1901 при активном содействии Горького увидела свет первая книга Андреева «Рассказы» с посвящением Горькому.
В литературе, отдавая должное творчеству Л. Н. Толстого (см. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич), В. М. Гаршина (см. ГАРШИН Всеволод Михайлович), А. П. Чехова (см. ЧЕХОВ Антон Павлович), причислял себя к прямым ученикам и последователям Ф. М. Достоевского (см. ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович). Первые зрелые рассказы Андреева «Большой шлем» (1899), «Молчание», «Рассказ о Сергее Петровиче» (оба 1900), «Жили-были» (1901) и др. углубленно психологичны; сочетание в них густого быта с легким дуновением мистики создает впечатление своеобразной метафизической иронии. Книга «Рассказы» принесла Андрееву всероссийскую известность и признание критики - от народнической (Н. К. Михайловский (см. МИХАЙЛОВСКИЙ Николай Константинович)) до религиозно-философской (Д. С. Мережковский (см. МЕРЕЖКОВСКИЙ Дмитрий Сергеевич)), однако он выбрал позицию литературной обособленности, по словам А. Белого (см. БЕЛЫЙ Андрей), где-то «между Горьким и Блоком (см. БЛОК Александр Александрович)», то есть между реализмом и символизмом (см. СИМВОЛИЗМ).
Проблематика творчества
В рассказах «В тумане», «Бездна», «Мысль» (все 1902), повести «Жизнь Василия Фивейского» (1903) усиливается накал духовных коллизий - рокового разлада духа и плоти, мысли и безумия, веры и неверия, красоты и безобразия и т. д. От иллюстративности и риторики эти произведения спасает «нервный захват» (В. Г. Короленко (см. КОРОЛЕНКО Владимир Галактионович)) писательской манеры Андреева. Работая исключительно по ночам, быстро, на грани психического срыва, Андреев доводит повествование до беспрецедентного напряжения; экспрессию авторского стиля подпитывают «кошмары» Русско-японской войны (см. РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА 1904-05) (рассказ «Красный смех», 1904) и первой русской революции. Центральными темами лучших его рассказов («Губернатор», 1905; «Тьма», 1907; «Рассказ о семи повешенных», 1908) и более слабого романа «Сашка Жегулев» (1911) становятся революционерство и особенно терроризм, трактуемые Андреевым как экзистенциальная реальность, раскрывающая противоречия природы человека.
Особенности творчества
Зрелая проза Андреева - это гиперболы стиля, сгущение «страшного» в жизни при отсутствии противоположного полюса (ср. знаменитую реплику Толстого (см. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич): «он пугает, а мне не страшно»), стремление выразить новый смысл, пользуясь «складом готовых слов, приспособленных к среднему интеллекту» (Ю. И. Айхенвальд (см. АЙХЕНВАЛЬД Юлий Исаевич)), и даже грубые просчеты вкуса, перекрываемые, однако, неизменно искренним «ужасом хриплым и смертным» (Блок). Духовная проблематика выступает в его произведениях в общедоступном и часто упрощенном виде, дистанция, отделяющая автора от смутных «мыслечувствий» широкой публики, минимальна. Это сделало его одним из самых читаемых прозаиков начала 20 в. с репутацией «выразителя духа времени», поддерживаемой популярными газетами. Со временем в критике стали преобладать более суровые оценки. Наиболее адекватными представляются догадки И. Ф. Анненского (см. АННЕНСКИЙ Иннокентий Федорович) о том, что, в отличие от Достоевского, Андреев «боится судить», ибо чувствует, что в любом случае «какая-то сила... заставит и простить и оправдать». Более или менее осознанно ставя под сомнение христианскую антропологию с ее императивным богоподобием человека (например, в переиначивающих и десакрализующих библейские сюжеты рассказах «Елеазар» и «Иуда Искариот и другие», оба 1906), Андреев приближается к пониманию личности как вместилища многих «правд», во многом предвосхищая направленность исканий литературы 20 в.
Драматургия
Релятивистский образ человека - пылинки в бесконечности космоса - наиболее рельефно реализован в пьесах Андреева, начиная с драмы «К звездам» (1905). Событием стали спектакли в театре В. Ф. Комиссаржевской (см. КОМИССАРЖЕВСКАЯ Вера Федоровна) и МХТ (см. МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР) по его пьесе «Жизнь человека» (1906), где образ распорядителя жизненной мистерии (Некто в сером) выступал емким символом человеческой несвободы. Лучшие пьесы Андреева тяготеют к жанрам мистико-символистской трагедии или реалистической драмы, варьируют мотив отчуждения личности, распад «я»: «Царь Голод» (первая пьеса из нереализованной социально-философской драматургической тетралогии о судьбах человечества), «Черные маски» (обе 1907), «Дни нашей жизни», «Анатэма» (обе 1908), «Анфиса» (1909), «Екатерина Ивановна» (1912), «Тот, кто получает пощечины» (1916). Считая устаревшим психологический театр, Андреев в своей концепции «панпсихизма» (предвосхищающей экспрессионизм) отстаивал театр «внешней неподвижности», то есть пассивного существования человека, пронизываемого токами психических энергий - мистических, сновиденческих, подсознательных, исчезающих «в тихой глади небытия». Драмы «Реквием» (1913-15) и «Собачий вальс» (1916), наиболее последовательное воплощение этой концепции, были его последними художественными свершениями.
Последние годы
С осени 1916 в петербургской газете «Русская воля» Андреев пишет о «войне до победного конца», приветствует Февральскую революцию (см. ФЕВРАЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917), а в Октябрьском перевороте (см. ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917) видит осуществление своих худших предчувствий. С осени 1917 живет в Финляндии в состоянии депрессии, переписка писателя полна предчувствия надвигающейся смерти.
Леонид Андреев был дважды женат: на Александре Михайловне Велигорской (ум. 1906) и Анне Ильиничне Денисевич (1883-1948; венчание состоялось в апреле 1908).
В целом творчество Андреева, нередко сочетающее трагические аффекты и глубокие интуиции с художественно непроявленными потенциальными смыслами, раскрывается в своей исторической значительности лишь в контексте духовно-нравственной и культурной катастрофы России после 1917. В 1956 перезахоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища в Петербурге.